Четверг, 28.03.2024, 19:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Конкурсные работы » краеведческие работы

краеведческие работы [2] патриотическое воспитание [0]

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
[ Скачать с сервера (4.50 Mb) ] 10.11.2012, 00:42
ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «ИСТОРИЯ РОССИИ» АВТОР Ю. К. ШКОЛЬНИК 2011 Г. МОСКВА 

 Архитектура 16 века 

Время появления в России уникального типа сооружений – Шатровых храмов, не имеющих в своих конструкциях подпорок-столбов, как в традиционном русском крестово-купольном храме. Без точного расчета невозможно равномерно распределить давление массы шатрового здания на фундамент. Значит, в России появились зодчие, справляющиеся со столь трудными физико-математическими задачами. До нас дошли два ярчайших примера шатровых храмов – это храм Покрова на рву – более известен как храм Василия Блаженного на Красной площади (1555 – 1561) и церковь Вознесения в Коломенском (1532). В те времена правления Ивана Грозного был построен шатровый Спасо-Преображенский храм в городе Арзамасе (1557). В начале 19 века при храме в женском монастыре начали создание уникальной одежды для церковных служителей, с отделкой методом золотого шитья по бархату, атласу, шёлку. Эти материалы купцы завозили из далекой Индии. Во второй половине 19 века монастырь обосновал в селе Чернуха свою усадьбу. Было построено типичное для того времени здание из кирпича на реке Чернушка, в котором в советские времена располагался телеграф. 

 Усадьба Арзамасского женского монастыря вторая половина 18 века  в селе Чернуха  

 Здесь поселили золотошвей, которые вышивали элементы церковных одежд. Около здания был разбит сад с яблонями, вишнями, сливами, малиной и крыжовником и огород, на котором работали «черные люди» - монашки, жившие не в монастыре.   Чуть подальше на берегу речки Чернушка в маленьких молильных домиках,   которых насчитывалось  около  20,  жили  «работные  люди»,  которые  обрабатывали  монастырь. До  сих  пор  в  народе  эта  местность  зовется  «Попиха». 


Неподалеку располагается до сих пор действующая старообрядческая деревянная церковь, которая построена в то же время. 


Для того чтобы заработать на жизнь монастырь разрешил пошив женского платья с элементами золотого шитья для населения села Чернуха. Старинный костюм могли заказать только зажиточные чернухинцы из разряда купцов – ведь за один костюм нужно было привезти два воза пшеницы. Для своих дочерей купцы заказывали одежды, когда они были ещё совсем маленькие. Так сложились условия для создания «старинного наряда» как его называют до сих пор жители Чернухи. 


История и культура 17 – 19 века 

 Рассмотрим костюм с отделкой золотого шитья. Головной убор – «сорока» выполнен полностью из золотой нити, отделка для рукавов у кофты – «эполеты» - так же выполнены полностью из золотой нити, кисти для пояса на бархате и шёлке, золотая бахрома для украшения груди. 


Сарафан выполнен из шёлка, сатина, по низу парча и разные виды отделки золотой нитью. Мышки у сарафана из золотого плетня, впереди у сарафана до 40 пуговиц и в дополнение красиво оформленный передник – по-старинному «запон». Обувь шилась на заказ из натуральной сафьяновой кожи – красные башмачки на каблучке. Кроме того для зимы шили «штофный» - это кафтан из дубленой кожи с золотой отделкой, к нему несколько шерстяных, шёлковых больших расшитых платков – шалей с кистями. Таким образом. чернухинский костюм является историческим культурным наследием, за сохранение которого село Чернуха получила диплом на всероссийском фестивале в 1994 году в городе Суздале. 


С давних времен в Чернухе особо почитались праздники по старинному народному календарю – Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Петров день, Спас-Преображение, Воздвиженье, Покров, Престольный праздник в день Параскевы-пятницы-покровительницы женских исскуств. В эти праздники женщины одевали свой красивый наряд. Особенно запоминающимся был обряд в день Троицы.   


Золотые купола Арзамаса 

 «Верст за восемь Арзамас весь открывается прекрасной панорамой». Довольно значительная возвышенность, полукругом огибающая Тёшу, покрыта красивыми каменными домами, из-за которых смотрят колокольни, одна другой выше, одна другой великолепнее: в середине величественный собор с прекрасной колоннадою и огромным куполом, поражает всякого своей колоссальностью, левее видны церкви Алеексеевской общины, ещё далее роща и монастырь Святогорский». Так описал наш город Арзамас П. И. Мельников – Печерский в «Дорожных записках на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», которые были опубликованы в 1839  - 1842 годах в журнале «Отечественные записки». По сведениям Статистическо-этонографического отчета по Арзамасскому уезду за 1837 год, в крае числилось 82 церкви, из них: 55 – каменных и 27 деревянных, в городе – 35 каменных, 2 часовни и 5 монастырей. Веками сложившаяся композиционная дуга из зданий и сооружений разместилась по краю высокого берега на холмах. Это многообразие архитектурных форм и декора: многочисленные шатры и шатрики, позолот и крестов – создавало удивительный и неповторимый образ города. Арзамас – город с большим архитектурным и историческим прошлым.Арзамас когда-то славился обилием церквей, роль духовенства, монастырей издавна была в нем значительна. Священнослужители принимали самое активное участие в просвещении народа, создав сеть церковно-приходских школ, в которых закладывались основы высокой нравственности, моральной чистоты, добра и человечности. Самое великолепное в архитектурном и историческом значении здания: Рождественская церковь, построенная 1852 году, по проекту архитектора К. Тона, Благовещенская церковь 1775 – 1784 гг. 

Собор Воскресения  словущего, который построен  1842 г. на  народные  средства в честь победы над Наполеоном  

Благовещенская церковь  годы создания 1775-1784 ; 

Рождественская  церковь  1852 год 

Спасо-Преображенский храм  1557 год
Категория: краеведческие работы | Добавил: tatiana
Просмотров: 1036 | Загрузок: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]